Раздел
7. Организация образовательного процесса.
Учебно
– воспитательный процесс в МБОУ средней
общеобразовательной школе №5 организуется на 3-х ступенях обучения. 1 ступень
(начальная школа) 1-4 классы. Продолжительность обучения 4 года.
Обучение в 1 классе начинается в возрасте 6,5 – 7 лет. В школу принимаются дети
на сновании заявлений родителей. Учащиеся обучаются в первую смену. Обучение
осуществляется по УМК «Перспективная начальная школа». 2 ступень обучения (основная школа) 5-9 классы.
Продолжительность обучения 5 лет. В
основной школе реализуется предпрофильное обучение в 9-м классе. Вторая ступень
обучения обеспечивает усвоение учащимися общеобразовательных программ основного
общего образования. 3
ступень (старшая школа) 10-11 классы. Продолжительность обучения 2 года.
Старшая ступень обучения обеспечивает завершение образовательной подготовки,
освоение обучающимися образовательных программ среднего (полного) общего
образования на базовом и расширенном уровне. Занятия ведутся по пятидневной рабочей неделе в 1
классе, по шестидневной рабочей неделе в
2-11-х классах. Занятия проводятся в одну смену. Недельная учебная
нагрузка определяется учебным планом. Продолжительность урока составляет: в 1-х классах – 35 мин., во 2-11 классах –
40-45 мин., большие перемены по 20
мин., маленькие по 10 мин. Расписание учебных занятий составляется с опорой на
санитарно – гигиенические нормы. Учебный год составляет 35 недель и делится на
4 четверти. Продолжительность каникул – не менее 30 календарных дней в течение
учебного года и не менее 8 недель летом. Для учащихся 1-х классов в середине 3
четверти вводятся дополнительные каникулы продолжительностью 9 дней. 1 класс – не подлежат аттестации в течение учебного
года; 2 класс – 3,4 четверть; 3 -9-е классы – в 1, 2, 3, 4 четвертях; 10-11-е классы – в 1 и 2 полугодии; В
9, 11-х классах проводится государственная (итоговая) аттестация в сроки,
установленные МОРФ.
В школе используется классно - урочная
система обучения в 1-11 классах. Для детей с ослабленным здоровьем организуется
индивидуальное обучение на дому.
Основные формы организации занятий (фронтальная работа с классом, групповая и
индивидуальная работа, лекционные и
семинарские занятия, деловые игры, практические работы, уроки,
практикумы).Решение основных задач модернизации образования
потребовало от педагогического коллектива разработки и внедрения в
образовательный процесс современных
педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию и гуманизацию обучения
(технологии программированного и алгоритмического обучения, технологии групповой
творческой деятельности, технологии
моделирующего обучения (учебные игры), коммуникативно-диалоговые технологии,
проблемные дискуссии, эвристические беседы). Во время каникул с учащимися проводятся выездные экскурсии, клубные и кружковые занятия, спортивные секции. Во второй половине дня в школе
функционируют кружки, спортивные секции, клубы, проводятся дополнительные занятия по предметам. Образовательная программа школы и учебный план
предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового
общего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным
условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом
учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей.
Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени
обучения. Формы организации учебного процесса:
- уроки (классно-урочная система);
- лекции, семинары, практикумы (лекционно-зачетная
система);
- консультации;
- занятия по выбору;
- олимпиады,
конкурсы;
- предметные недели;
- открытые уроки.
Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса являются:
- выполнение всеобуча;
- состояние преподавания
учебных предметов;
- качество ЗУН
учащихся;
- качество
ведения школьной документации;
- выполнение учебных программ и предусмотренного
минимума письменных работ;
- подготовка и проведение итоговой аттестации за курс
основной и средней школы;
- выполнение решений педагогических советов и совещаний.
Формы контроля, используемые в школе:
- классно-обобщающий контроль (фронтальный вид контроля за деятельностью
учителей, классного руководителя, за качеством знаний обучающихся).
- обзорный контроль (тематический вид).Систематически
ведется контроль за состоянием школьной документации, состоянием учебных
кабинетов, контроль календарно-тематического планирования и программ,
выполнение программ и минимума
контрольных, проверочных и лабораторных
работ по всем предметам, организация повторения учебного материала за
курс начальной школы в 5–х классах, организация работы кружков, секций;
посещаемость занятий учащимися, готовность к новому учебному году; организация
физкультурно-оздоровительной работы, обеспеченность учащихся питанием.
- административный контроль за уровнем знаний и умений
по предметам – мониторинг (входной контроль, промежуточный и итоговый),
контроль по четвертям, полугодиям, итоговый контроль (годовой на конец учебного
года в переводных классах), предварительный контроль (перед экзаменами в
выпускных классах), итоговый контроль (итоговая аттестация в выпускных
классах).
Учителя,
имеющие высшую и первую квалификационную
категорию, проводят открытые уроки, участвуют в конкурсах. Используемые педагогические технологии в процессе обучения и воспитания.
Технология | Цель | Здоровьесберегающие технологии | Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Создание атмосферы
доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для
каждого ситуации успеха. | Проблемное обучение
| Воспитание личности способной решать проблемы,
разрешать ситуации неопределенности. | Проектное обучение | Освоение новых способов человеческой деятельности,
развитие исследовательских навыков, межпредметных и метапредметных умений. | Обучение в сотрудничестве
(работа в группах) | Формирование коммуникативной компетентности, умение
работать в группе, умение проводить рефлексию собственной деятельности и
презентовать выступления. | Развивающее обучение | Овладение способами самостоятельного постижения
знаний по учебным предметам. | Дифференцированное обучение | Учет особенностей личности, уровень развития,
интересов учащихся. | Социальное проектирование | Развитие общественной активности, творческих и
организаторских способностей детей. Привлечение родителей к общественной
деятельности | Игровые технологии | Повышение познавательной активности учащихся. | Технология интегрированного обучения | Формирование у учащихся целостной картины мира. | Технология портфолио | Развитие навыков самооценки деятельности учащихся | Технология педагогической поддержки и
сотрудничества | Выявление направленности личности каждого ребенка,
его интересов, способностей, положения в коллективе сверстников | Интерактивные технологии | Включение в деятельность всех участников процесса.
Установление партнерских отношений между педагогом и учеником: изменение роли учителя и ученика (субъект-субъект) | Важнейшим
средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое
целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической
работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с
необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и
формы обучения и воспитания. При планировании методической работы школы
педагогический коллектив стремится отобрать те формы, которые реально позволили
бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. Одной из форм работы МО является проведение
методических семинаров системы открытых уроков, декадников и внеклассных
мероприятий по предметам.
|