Принципы формирования учебного плана
1.Преемственность. Данный принцип заключается в преемственности программ обучения, набора предметов, количества часов. Каждый новый предмет, программа имеет своё продолжение в последующем классе. Принцип преемственности соблюдается и при решении кадрового вопроса.
2. Вариативность. Учебный план школы предполагает в каждой параллели классов вариативность преподавания иностранного языка (английский, немецкий, французский), что обеспечивает выбор участниками образовательного процесса языка обучения.3. Адаптивность. Выбор программ обучения определяется с учетом анализа микросоциума школы, психолого-педагогических характеристик и физического состояния контингента обучающихся.4.Регионализация. Содержание образования школы отражает историко-культурные, социально-экономические, демографические особенности Донского края. Школе присвоен статус областной инновационной площадки по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в 1-2 классах организуется по направлениям развития личности: - спортивно-оздоровительное - 1 часа,
- военно-патриотическое- 2часа,
- научно-познавательное- 2 часа,
- художественно-эстетическое- 3 часа.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В ходе занятий обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленныхна их развитие. Содержание занятий спланировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественнополезные практики и т. д. Реализация регионального содержания образования осуществляется за счет школьного компонента. Приобщение учащихся к традициям, духовной культуре родного Донского края позволяет решить следующие задачи:
- более глубокого развития интереса к предметам вообще,
- становления интереса к духовной культуре малой родины,
- оптимизации процесса социализации личности,
- адаптации учащихся к местным социокультурным условиям.
Духовно-нравственное развитие учащиеся получают на уроках краеведения, ОПК, «Искусство», Литература Дона, МХК. Уроки физической культуры и ОБЖ имеют направленность – здоровье-сбережение 5. Интегративность. Ведение любого образовательного компонента подразумевает использование принципа интегративности. Интеграция является принципом разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Кроме того, отдельные образовательные компоненты, такие как «Окружающий мир» (на I ступени), «Обществознание» (на I и II ступени) уже являются интегративными. Курс «Литература» выстраивается как синтетический: предполагающий знакомство с литературой как с искусством слова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, графика, музыка). 6. Гуманизация. Одним из принципов государственной политики в области образования является гуманизация образования (Закон РФ «Об образовании» статья 2 п. 1). Принцип гуманизации связан с воспитательным потенциалом всех учебных предметов. Гуманистическая ориентация осуществляется за счет следующих факторов:- акцентом на аксиологический и этический аспекты естественнонаучных и математических дисциплин;
- расширением и логическим продолжением программ гуманитарных курсов.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. В учебном плане усилена роль дисциплин «Русский язык», «Литература»), способствующих формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры и истории, толерантного отношения к окружающим. |